Дать кукле душу:Международный день кукольника в амурском театре отметят премьерой.
«Самые талантливые кукольники в мире — дети, — уверена главный художник-постановщик из Хабаровска Наталья Павлишина. — В их руках любая кукла оживает, у нее появляется душа». Сейчас Наталья работает в Амурском театре кукол над спектаклем «Серебряное копытце» (6+). Премьера по сказу Бажова состоится сегодня, 21 марта, в Международный день кукольника. Журналисты «Амурской правды» накануне праздника прошлись по театральным цехам, чтобы узнать, как живут, о чем мечтают создатели сказок.
В холле театра работа кипит — Наталья Павилишина наносит краской последние штрихи на уникальные двухсторонние декорации. С одной стороны — уральская деревенька, но стоит перевернуть, и зрители тут же оказываются в волшебном заснеженном лесу, где старик Кокованя живет вместе с сиротой Даренкой и кошкой Муренкой.
— Сложно описать, как рождаются куклы, — не отрываясь от работы, рассказала Наталья. — Вот посмотрите, какая у нас Даренка получилась. Встрепанная, немножко неухоженная, со смешной тоненькой косичкой, но с удивительно синими большими глазами. Несколько десятков вариантов пришлось попробовать, прежде чем получилась настоящая героиня Бажова. Вообще, чтобы все получилось, важна работа каждого. Все, кто работает в театре, — кукольники. От режиссера, который ставит спектакль, до уборщицы, которая принесла из дома нужную тряпочку для создания куклы.
Художник из Хабаровска работает в Амурском кукольном театре уже над вторым спектаклем. Куклы из ее первой работы «Василиса Премудрая» (6+) украшают фойе нашего театра.
— Если честно, то в кукольном театре оказалась случайно, — рассказала Наталья. — В 1995 году я окончила художественно-графический факультет в Хабаровском педуниверситете — занималась изготовлением флорентийской мозаики. Когда у нас в городе открылся театр кукол, то место художника предложили моему отцу — известному художнику Геннадию Павлишину, а он порекомендовал меня. Так с 1997 года я в театре. Мечтаю, чтобы зрители улыбались и верили в сказку.
Горы из строительной пены
В небольшой комнате, бутафорской, работают над созданием величественных уральских гор — с самоцветами, слюдой и алмазами.
— Мы все можем сделать, — без лишней скромности призналась Ольга Навлочкина. — От корзинки до настоящих гор. Вот посмотрите, какая изумительная заснеженная крыша дома получилась, по которой стучал своим волшебным копытцем сказочный козленок из сказа Бажова.
Кстати, для того чтобы крыша переливалась самоцветами, в спектакле «Серебряное копытце» использовали рекордное количество гирлянд и светодиодных лент — более 200 метров.
— Используем в работе все — весь театр приносит упаковки из-под яиц, веточки, палочки, — продолжила опытный мастер. — Сейчас объявление висит, что нам нужен фетр, из которого шляпы делают. Очень выручают сегодня всевозможные строительные материалы. Из строительной пены получились замечательные горы, а из автомобильных шин недавно делали уши для кукол из спектакля «Скотный двор». По задумке художника, нужно было, чтобы они не ломались и двигались.
В этом цехе мечтают о собственной выставке. «Во время спектакля внимание зрителей приковано к главным героям, к сюжету, а декорации порой незаслуженно обходят вниманием. Нам хочется, чтобы зрители рассмотрели и нашу работу — потрогали, удивились».
С куклами по жизни
Швейную мастерскую украшают куклы, которые не выходят на сцену, — творения швеи Ольги Патриной, которая проработала в театре больше 20 лет. Однако она до сих пор помнит свой первый сшитый костюм.
— В ноябре устроилась на работу в кукольный театр, а перед Новым годом поступил заказ сшить ростовую куклу на двух человек — трехголового Змея Горыныча. Даже плакала, когда его шила, — с улыбкой припомнила мастер. — С куклами всю жизнь живу. Несколько лет назад увлекалась текстильными куклами — шью их не для сцены, а для души. Вот посмотрите, какая куколка-парижанка. Захотелось сделать загадочную мадам в шляпке и с большими глазами. Между собой называем себя немного ненормальными людьми. Хочется пожелать себе интересной работы.
Бабка из бутылки
Мастерская главного художника театра Олега Голощапова — любимое место амурской ребятни. Здесь они узнают, что куклу можно сделать из любых материалов, которые есть под рукой.
— Вот сейчас делаю бабушку для «Курочки Рябы» (0+), — показал новое творение художник. — Для ее создания понадобилась рукавичка, набитая синтепоном, пробка, бутылка из-под «Корфовский» воды, несколько палочек. Немного фантазии — и бабушка готова.
За годы работы мастер сделал около тысячи кукол — бабушек, лис, козликов, собачек и котят. «Самых дорогих кукол нет — все они мои дети», — признался Олег Голощапов. — Хочу только одного — чтобы наш театр процветал».
Источник: https://ampravda.ru/2020/03/21/094684.html