Самая красивая и самая мрачная: какие куклы живут в областном театре «Амурчонок»

Где еще можно увидеть самых разных кукол, как не в Амурском областном театре кукол. И маленькие, и большие, и веселые, и мрачные, и поролоновые, и деревянные — такие разные и такие необычные, каждая со своим характером и историей. В какие игрушки сегодня играют артисты-кукольники, рассказали «Амурской правде» в областном театре кукол «Амурчонок».

Куклы бывают разные

Сегодня в здании областного театра кукол (@amurkukly) идет капитальный ремонт. Работы завершатся к сентябрю, и новый театральный сезон стартует в обновленных интерьерах. На время ремонта все куклы отправлены на «каникулы» — разложены по коробкам и ящикам и убраны подальше от строительной пыли. Поэтому их мы увидели только на фотографиях, которых в архиве театра насчитывается несколько сотен.

— Точное количество кукол вам никто не назовет, но их однозначно больше тысячи. Ведь в некоторых спектаклях задействовано сразу 30—40 героев, только мышек и птичек может быть с десяток. Спектаклей же со дня открытия театра — с 15 июля 1964 года — поставлено около 150, — говорит директор Амурского театра кукол Лидия Потёмкина.  

Первыми его постановками были спектакли «Капризка» и «Вредный витамин» Юрия Елисеева. К сожалению, те первые куклы не сохранились, потому что у театра долго не было собственного здания. Но живы герои другого советского спектакля — «По щучьему велению». С 1983 года его играли на сцене более тысячи раз. И ведь до сих пор он в репертуаре тетра! Правда, куклы там уже современные.
— У нас есть спектакли-долгожители, которым уже по 30—40 лет, но они полюбились зрителю. Это постановки «По щучьему велению», «Морозко» и «Три поросенка». Трудно заранее предугадать, какие куклы понравятся зрителю. Ведь у детей восторг могут вызвать и куклы-плошки, ложки, поварешки, горшки, как в спектакле «Небывальщина, или Веселые потешки». Кстати, среди наших кукол больше всего волков, зайцев и медвежат, — говорит Наталья Овсийчук, пиар-менеджер Амурского театра кукол.

Что внутри

В кукольном театре куклы изображают все — людей, животных, растения, постройки и даже явления природы. Но управляют ими кукловоды по-разному. Есть куклы-марионетки, которых дергают за нитки, есть планшетные — управляющиеся металлическими или деревянными палочками. Есть перчаточные куклы, или бибабо — это куклы-петрушки, которые надеваются на руку, есть куклы-маппеты — с открывающимися ртами, а также ростовые куклы, внутри которых человек.

— Актер может управлять несколькими куклами в спектакле, а может быть ножками или ручками одной куклы. Иногда куклой могут управлять 3—4 человека. Это сложный рабочий процесс, — говорит директор тетра Лидия Потёмкина.



Самые непростые в изготовлении — это технически-сложные куклы, у которых должны двигаться руки, ноги, голова или глаза. Из таких все куклы для спектакля «Цирк Шардам» по пьесе Даниила Хармса, премьера его состоялась десять лет назад. К слову, эти куклы и самые дорогие в театре.



— Создавать кукол — цирковых артистов было непросто, они должны были выглядеть легкими, парящими в воздухе, но при этом сгибать руки и ноги и удерживать равновесие. Например, балерина должна была стоять на одной ноге и постоянно крутиться — делать фуэте, но другая нога у нее должна была сгибаться. Поэтому их делали на шарнирах, с утяжелителями внутри, — рассказывает художник-бутафор Ольга Наволочкина, которая изготавливает кукол.



В этой постановке смешалось все: наездник и укротительница, балерина на канате и силачи, факиры и акробаты, клоун и даже зубастая акула. Художнице спектакля Екатерине Петуховой даже пришлось лечь на раскроечный стол изображая рыбу-хищницу, чтобы бутафоры и швеи театра определились с размером куклы. Для акулы сначала сделали заготовку из пенопласта, которую затем обшили изолоном, а потом тканью.



Всегда необычны и сложны куклы для спектаклей по произведениям русской и мировой классики. Уникальны животные из постановки для взрослых «Disclaimer по Оруэллу» по повести-антиутопии «Скотный двор». Большинство персонажей выполнено из дерева и во весь рост, автор их — художник-постановщик Елена Пядушкина из Санкт-Петербурга, где изготавливали кукол. «Здесь играют такие куклы, которые не встретишь даже в театрах нашей страны. Весь скотный двор — кони, ослы, свиньи — выполнены в натуральную величину. Есть куклы высотой и длиной в два или три метра, и они такими выходили на сцену», — продолжает Наталья Овсийчук.



Есть куклы, сделанные в виде мячиков, или где голова просто приставляется к картонному туловищу. Так сделан Митрофанушка из спектакля «Господа Скотинины» — он крепится прищепками, работает у него только голова. Это задумка Ульяны Елизаровой, у нее совершенно уникальные куклы, в театре она поставила шесть спектаклей. Или весьма необычная кукла — картонный человек из спектакля «Картонное сердце». Он сделан из картона.



Ужасные и красивые

Не просто смотреть спектакль для взрослых «Оскар и Розовая дама» про ребенка, который болен онкологией. Оскар — это мальчик, а Розовая дама — его сиделка. Тяжело воспринимается и сам трагичный сюжет, и куклы, похожие на людей. Ведь глаза у них выглядят как живые — сделаны из протезов человеческого глаза. «Эти куклы настолько пронзительно-человечные, что с ними рядом даже жутковато работать. Признаюсь, они мне даже снились», — делится художник-бутафор Ольга Наволочкина.



Серьезные, хмурые и несколько мрачные куклы получились к спектаклю «Сказка о золотой рыбке» — старик и старуха. Этот собирательный образ слепила питерский художник-постановщик Софья Никитина по фотографиям пожилых людей. И куклы тоже получились совсем недетские. «Но дети сейчас растут на таких странных мультяшках, что им могут понравится даже пугающие своим внешним видом куклы. Допустим, «кентервильское приведение» из папье-маше — мрачная кукла, а детям нравится», — продолжает Ольга Борисовна.  



К слову, с говорящими глазами в театре даже дуб — из спектакля «Сказки старого дуба», который поставил режиссер из Сербии. И это тоже огромная кукла.

А вот самую красивую выбрать сложно. Все куклы-принцессы, золушки, феи, красные шапочки очень красивые. Например, очень яркие куклы из спектакля «Белоснежка и Краснозорька», но они сейчас находятся на отдыхе. Все три красавицы — марионетки, то есть куклы на ниточках.

Из чего же, из чего же

Когда готовится спектакль, художник-постановщик вместе с режиссером предоставляют на худсовет эскизы, и коллективно решается — принимать их или нет. Затем начинается подготовка к созданию куклы — проговаривается способ ее изготовления, подбирается материал, идет работа с техническим отделом, бутафорским и швейным цехами. Основу куклы — металлический или деревянный каркас — делают в техотделе конкретно под руку актера. А головы чаще всего — сами художники-постановщики.

— Уникальность наших кукол в том, что они имеют свой характер, подвижность и индивидуальное выражение лица. Внутри куклы очень сложный механизм, который сравним с механизмом старых часов: там есть и шестеренки, и гирьки, и пружинки, и защелки, и шарниры. Поэтому даже самая маленькая кукла весит от 500 граммов и больше. А куклы в натуральную величину животных весят почти как сами животные. По времени их, конечно, дольше изготавливать, но проще. Сложнее — именно кукол-крошек, в которых нужно вместить весь механизм.

Очки, лупы, спицы, ножницы, ножики и даже медицинский скальпель — незаменимые вещи для бутафора. Поролон, папье-маше, изолон, дерево, техноплекс и газовспененный пластик — материалы, из которых мастерят театральных кукол. Пластик хорошо держит форму, но при этом легкий. Из него, кстати, сделаны куклы к «Цирку Шардам». Но дольше всего хранятся куклы из дерева и папье-маше.

Кто наряжает принцесс

Наряды для кукол и самих тряпичных кукол, а также тканевые декорации к спектаклям шьют два мастера —  Ольга Патрина и Наталья Верхотурова. Они говорят, сейчас столь большой выбор ткани, им не приходится ломать голову, во что же одеть персонажей. К тому же, весь образ героев создает художник-постановщик — вплоть до подбора ткани.  



— За 23 года, что я работаю в швейном цехе, конечно, появилось много новинок тканей. Помощник для нас — это флис, которым можно обшить любую куклу, и не будет видно шва. А прежде приходилось использовать бархат, велюр и меха, которые стоят дороже, — говорит Ольга Владимировна. — Плюс сейчас используются материалы, которые позволяют в туловище сразу вкладывать объем. Сложность в нашей работе — это делать отверстия в одежде кукол для нитей, если готовится кукла-марионетка.



Швеи признаются, что даже из марли они могут сшить фрак или пальто для героев спектакля. «Посадить» ее на бязь — пожалуйста. Раскроить и сшить наряд профессионалы могут за два-три дня. И даже за ночь, если срочно надо. Много времени уходит на расшитые вручную наряды, когда используется бисер, пайетки, тесьма. Но такие костюмы шить приятнее всего — одевать красавиц. Например, больше всего материи ушло на куклу-цыганку — целых 4 метра. Из других «великих вещей» — плащ, в который одевались сразу двое актеров: один садился на плечи другого.



Мастерам настолько полюбились театральные куклы, что даже отжившим персонажам они дают новую жизнь, как например, старушке и старичку — перчаточным куклам из давно забытого спектакля. Сшили им красивые наряды и повесили их на видное место в своей мастерской. «Кукол мы настолько любим, что, наверное, играть в них будем до старости», — признается швея Ольга Патрина.



Источник: https://ampravda.ru/2021/06/15/0104802.html