В музее "Дом Саяпина" рассказали, как простая иголка может спасти кукольный спектакль.

ВСТРЕЧА  С ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКОЙ  РФ ЛАРИСОЙ ШАЙМУЛЛИНОЙ СОБРАЛА ПОЛНЫЙ ЗАЛ ДЕТЕЙ.

Из чего делают кукол, какими разными они бывают и как ими управлять - об этом и не только рассказала заслуженная артистка России Лариса Шаймуллина. Увлекательное «Путешествие в страну кукол» прошло 14 октября в «Доме Саяпина".
Куклы или любые другие игрушки – первые прообразы, с помощью которых маленький человек познает большой мир. Однако куклы – это не только развлечение. Благодаря куклам можно изучать историю моды и народного костюма. Есть куклы, рассказывающие о культуре народа или какой-то эпохи.
А есть театральные куклы, которые разыгрывают интересные спектакли.
 Первые представления на Руси проходили на ярмарках, и главным артистом там был Петрушка – кукла с большим носом, красными щеками и в колпачке. Вначале Петрушка использовался для рекламы: нанятый кукольник-чревовещатель зазывал народ и хвалил купеческий товар. А фирменный петрушкин голос получался благодаря тому, что актёр клал на корень языка специальный жестяной «пищик». До сих пор это занятие одно из самых экстремальных, - рассказала Лариса Шаймуллина. - Но потом Петрушка стал смелее: стал высмеивать народных обидчиков, в сценках с Петрушкой простой человек всегда побеждал их, в том числе богатых и властьимущих.
Лариса Шаймуллина также рассказала о перчаточных и тростевых куклах, познакомила с персонажами спектаклей, которые идут в театре кукол. Дети и взрослые смогли поуправлять ими и узнать секреты, о которых обычный зритель никогда сам не догадается.

Например, о том, что тростевая кукла, как и человек, имеет «позвоночник» - гапит. Это центральная трость, при помощи которой управляют головой. Тело тростевой куклы имеет свою анатомию. Материалом для неё может служить дерево или толстая проволока. Основу скелета составляют плечи, в середине которых должно быть отверстие для шеи, а по бокам шарнирно прикрепляются руки. Они также делаются из дерева или проволоки, из двух частей со сгибом в локте. Голова куклы насаживается не прямо, а на промежуточную часть – бобышку. Она скрепляется с гапитом горизонтальной осью, а в движение голова приводится приводным приспособлением – поводком. 

Управляя куклой при помощи бобышки, можно натереть мозоль. Поэтому, когда артист знает, какую куклу для него готовят в бутафорном цехе, он приходит и просит примерить бобышку. Она должна точно входить в ладонь артиста, - рассказала Лариса Шаймуллина. – А основная принадлежность у артиста театра кукол – это иголочка или булавочка. Для чего иголочка? Спектакль длится 40-45 минут. Всё это время артист должен держать куклу поднятыми руками. Опустить нельзя! Руку может свести, будет мышечный спазм. Тогда он глазами показывает другому актёру, что нужно перехватить его трость. А в это время иголочкой или булавочкой можно уколоть место спазма, и он проходит.Артистка показала, как управлять марионеткой и другими куклами. А ещё на этой встрече посетители узнали, как куклы поливают зал слезами. Чтобы зрители не заскучали, артистка провела с ними зарядку. Дети и взрослые смогли побывать в роли артистов и научились делать настоящие театральные поклоны. В награду все получили от организаторов большие шоколадные конфеты.


Источник: https://www.amur.info/culture/2018/10/15/9303