. Театральные истории: Удивительные театры кукол мира. «Опера де́и Пу́пи». Сицилия.

главная

Остров Сицилия - это не только прекрасные города, вкуснейшая кухня, sicilia

вулкан Этна и древнейшая культура. Это еще и целый мир марионеток, которые называются «pupi» (от латинского «pupus», что значит «ребёнок»). Представления с куклами восходят к традициям «кунтастори»-так сицилийцы называли уличных рассказчиков.

Опера деи Пупи известна и за пределами Сицилии, став популярной в первой половине XIX века в Неаполе, прежде всего, благодаря Джузеппине д’Эррико, которую называли «Донна Пеппа». На Сицилии своего расцвета Опера деи Пупи достигла во второй половине XIX – первой половине XX века.

Традиции сицилийского театра кукол сильно отличаются от традиций кукольных театров материковой Италии, как сюжетами представлений, так и персонажами. Это традиционный театр марионеток с Карлом Великим и его рыцарями в качестве действующих лиц. Действие обычно основывается на рыцарских романах и поэмах эпохи правления Каролингов. Представления играли длиннейшими циклами, из вечера в вечер, растягивая цикл на целый год.

Сицилийцев, которые никогда не расставались с оружием и периодически поднимали восстания против своих притеснителей, не могли не увлечь приключения этих романтических героев. Так родилась традиция, по сути, народная, но основанная на классической поэме Ариосто "Неистовый Роланд". Произведение это огромное - 39 тысяч стихов, поэтому сицилийские кукольники сделали из него нечто вроде сериала или мыльной оперы, шедшей изо дня в день больше года. Если быть точным - ровно 394 дня. Так она и называлась -  Opera dei Pupi - "Кукольная опера". Очередной спектакль обрывался буквально на полуслове, и на следующий день публика вновь устремлялась в театр, горя желанием узнать, что будет дальше.

Двенадцать рыцарей Карла Великого во главе с Роландом сражались с маврами и чудовищами, защищали слабых и обездоленных, влюблялись в прекрасных дам и совершали ради них немыслимые подвиги… Публика с замиранием сердца следила за действием и часто в особо драматические моменты кто-то из зрителей выскакивал на сцену, чтобы прийти на помощь любимому герою.

Сицилийские марионетки выглядят как живые люди. И ростом они почти с человека. Латы, каждая деталь вооружения, каждый рисунок на доспехах - все точно соответствует тому, что мы видим в музеях. Зрители различали героев прежде всего по размеру куклы - чем она больше, тем значительнее персонаж, - и по гербам. Самая большая марионетка - полтора метра - король Карл Великий. Роланд, или Орландо, чуть поменьше. В левой руке у каждого рыцаря щит, на котором красуется герб героя. Кукловод держит паладина за металлический прут и управляет им при помощи веревок. Конструкция марионетки со стержнем - одна из самых древних: такие куклы делали греки и римляне. Искусно вырезанные из дерева и богато украшенные куклы имели настоящие доспехи, а способ управления ими отличался в зависимости от школы, палермской или катанской.

Первые легче и подвижнее: кукла имеет рост около 80 – 100 см, весит 8 кг. Эти куклы имеют подвижное колено и могут обнажать шпагу. Относительно низкий вес даёт возможность совершения различных маневров: кукла очень подвижна, и, быстро и проворно перемещается. А вторые – тяжелее и с фиксированными конечностями-  высота их около 135 см, а вес может достигать до 15 – 30 кг!!! Рыцари имеют жёсткое колено и держат всегда наготове шпагу. Движения этой куклы более спокойные, большие и выразительные шаги медленнее и более реалистичные.

Как и все кукольники, сицилийские не сидели на месте. Закончив очередной сериал, они перебирались в другой город, а то и в другую страну. Их выступления пользовались огромным успехом во Франции и Бельгии. Мало-помалу в этих странах появились свои кукольные рыцари без страха и упрека.

Когда-то артисты-кукольники были настоящими кумирами публики. Но появились кино и телевидение, а с ним - другие кумиры. Все меньше и меньше сицилийцев приходило на ежедневные кукольные представления. Но традиция не умерла. И сейчас сицилийский театр марионеток возродился стараниями семьи потомственных кукольников Кутиккио. Миммо Кутиккио - владелец кукольного театра в Палермо. Он артист, режиссер, кукловод и автор текстов…

Миммо Кутиккио: "Я 30 лет посвятил театру и марионеткам. Когда к чему-то относишься трепетно, то хочется, чтобы это жило, приносило радость и тебе, и людям. Ты вносишь в традицию новые элементы, потому что памятники нужно реставрировать, а не запирать их в музее. Все со временем меняется, и этому нет смысла сопротивляться. Если традиция меняется, значит она живет!"

В 2008 году ЮНЕСКО включило "Опера деи Пупи" в Список шедевров устного и нематериального наследия человечества.

sicilia1 sicilia2

 sicilia4 sicilia3 sicilia5

Источники:

https://holidaymtours.livejournal.com/272650.html

https://siciliacalda.ru/site-news/opera-dei-pupi-in-sicilia.html

https://latuaitalia.ru/art/opera-dei-pupi-sitsilijskij-teatr-kukol/

Фото:

https://it.latuaitalia.ru/wp-content/uploads/2016/03/pupi_1.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1626348/pub_5c94915ebde70300b469f604_5c949810fe082900b388657b/scale_1200

https://takbenda.files.wordpress.com/2014/10/mimmo-cuticchio-tra-i-suoi-pupi.jpg?w=1024&h=692

http://www.linformazione.eu/wp-content/uploads/2017/11/Pupi-Cuticchio.-Foto-grande.jpg

http://itd0.mycdn.me/image?id=856882986270&t=20&plc=MOBILE&tkn=*bSWNmghG2nNHRmOojOBGi7eMRzA

https://citynews-palermotoday.stgy.ovh/~media/original-hi/68204553001063/09-orca-marina-e-ruggero-2.jpg