Режиссер - это про мировоззрение…
Дмитрий Коцелайнен, режиссер спектакля «Золотая рыбка».
Студент 4 курса Российского государственного института сценических искусств, г. Санкт- Петербург.
- На режиссеров часто любят набирать людей, у которых есть какой-то жизненный опыт. У меня есть первое образование- медицинское. Но оно средне-специальное. Сейчас я получаю высшее образование, и вот попал в режиссуру. Мне кажется, что в этой профессии можно поделиться тем, что для тебя важно и что ты считаешь жизненно необходимым. Актер по -другому работает. Режиссер это про мировоззрение, про важные философские моменты. Меня это привлекает.
- Впервые в Благовещенске я побывал в сентябре. Я ожидал, что приеду- познакомлюсь со всеми и выберу актеров в свой спектакль. Но Петр Александрович (Козец- главный режиссер Амурского театра кукол 1988- 2020г.г.- прим.ред.) (светлая ему память!) тогда сам предложил актеров и мне кажется, он выбрал идеальных актеров! Потому что я чувствую, насколько всем интересно, насколько все умеют работать в том стиле, который мне нужен. Все-таки я взял довольно специфическую форму, и актеры её «ловят». Так что у меня очень хороший подбор актеров.
- Работа над спектаклем начинается с подбора текста. И этот процесс продолжается даже на репетициях. Я собирался брать балаганный стиль: здесь есть взаимодействие рассказчика и зрителя, а четвертая стена- ширма существует, что называется, «постольку-поскольку» … Так как есть посредник, то есть рассказчик. Так что это не совсем классическая история. И мы используем живую музыку. Наш Рассказчик - Алексей Ларионов- поющий и играющий артист, поэтому будет звучать балалайка.
- Про что сказка? В принципе там есть все. Есть, например, тема алчности и вседозволенности. Старуха прядет свою пряжу, Старик ловит рыбу. И вроде каждый занят своим делом. Но Старуха - она ж не простая совсем. Она вначале очень грамотно старика отправляет по всем делам, которые реально нужны: надо хлеба, надо новое корыто, потом выяснилось, что развалится изба - и какой толк от всего этого. И вот дальше её переклинило очень сильно. И теперь нужен статус и власть. И она все время хочет большего, она бьет Старика. Но это ведь со многими людьми происходит. И это все от ощущения вседозволенности. У меня даже удивления нет к такому поведению.
- Почему Старик себя так ведет? Я задавался этим вопросом, конечно. И первое, что я думал вначале, что он Старуху свою любит. И похоже, у них в семье так заведено. И Старик не конфликтный: он не скажет того, что следовало бы сказать после определенного раза. Он даже у Рыбки ничего не попросил, лишь бы Старуха не ругалась. Но похоже, тут не про любовь совсем. И он всё же зашел «за черту». Катастрофа произошла, когда он сделал ее дворянкой. Вначале были вполне адекватные просьбы. Три желания: хлеба, корыто и дом. Это же сакральные цифры: я исполню три твоих желания. Но дальше- как говорится, «лишь бы не было войны…» И вот своим потворством Старик и попадает в такую ситуацию. История очень общечеловеческая. В России такое сплошь и рядом. Когда вдруг появляется возможность - у человека голову сносит.
- Есть два варианта текста: народный и пушкинский. В народной сказке погрубее язык, там Старуха быстрее начинает лютовать. У Пушкина- рассказчик, который впитал в себя всю мировую культуру и сделал выжимку. История в обоих изложениях актуальна. Везде, где человек и его проблемы в центре - очень мало что может устареть.
- Какими приемами достигается, чтобы было интересно маленькому ребенку? Надо, чтобы все было динамично, надо создать интересную атмосферу, повести за собой, показать красивую картинку. Интересное музыкальное сопровождение. Эта история сложная, обширная, но очень полезная для детей. Это же народная сказка- значит, интересная и поучительная.