Театральные истории: спектакли, по которым мы скучаем

Вспоминает Заслуженная артистка РФ Ольга Долгая.  
Первый спектакль, в котором я участвовала, когда пришла в театр, мы с

коллегами до сих пор вспоминаем. Это был спектакль «Попрыгунья стрекоза».

 Не та Стрекоза, про которую написал Иван Крылов. Это история о жителях лесной полянки, и Стрекоза там всем помогает, а потом её поймал злой паук, а выручали все друзья- насекомые. Это был очень красивый, легкий, веселый спектакль. Поставил его режиссер Сергей Васильев. Он тогда работал у нас в театре. И он, кстати, много ставил спектаклей, где актеры работали «живым планом». То есть не так, как было привычно: когда стоит ширма и из-за нее видно только куклу. В его спектаклях было видно и артистов. В конце 90-х годов это были почти новаторские постановки. В начале спектакля на сцену выходили артисты в зеленых одеждах, раскрывали цветы и показывали жизнь обитателей лесной полянки. В этом спектакле мы работали с планшетными куклами. Сергей Иванович Васильев так же поставил у нас «Замок с секретом» - там использовались планшетные паркетные куклы. Был еще у Сергея Ивановича Васильева замечательный спектакль, который мы вспоминаем с удовольствием.
«Полторы горсти». Это колоритная грузинская сказка про маленького Ягненка. И там тоже были очень интересные и оригинальные режиссерские решения.
Еще хочу вспомнить чудесный спектакль «Ослик Плюш». Ставила его режиссер Светлана Милёшина. Забавный случай к у нас был на одном из прогонов спектакля. По сюжету была зима, и нужно было поднять снежные бугорки и выкинуть из-за ширмы снежинки. На третьей снежинке оборвалась леска и снежинки не вылетела. Светлана Константиновна недоумевает: «Где снежинка?» И один из актеров: «Зима, Светлана Константиновна!» Там финал такой трогательный и прекрасная новогодняя песенка. Мы часто этот спектакль показывали как новогодний и на гастролях, и на выездах. Однажды была ёлка в одной из организаций, и я после представления собирала кукол в ящики. И тут подбегает девочка, берет этого Ослика, целует его и приговаривает: «Только не болей, пожалуйста, не болей!» Так трогательно!
«Пейчо-батрачонок или Подарок старого Явора».
Эту болгарскую сказку тоже поставила Светлана Милёшина. Очень старый спектакль. Его играли еще до того, как я пришла в театр. Перед спектаклем к зрителям выходила актриса Лариса Шаймуллина и говорила по-болгарски. А потом спрашивала: «Вы не болгарские дети? Ну, тогда я расскажу вам историю про болгарского мальчика!». И переходила на русский. Спектакль о мальчике-батраке, который нашел волшебный клён и проучил богача. Однажды мы с этим спектаклем приехали на гастроли в Братск. Раньше мы подолгу ездили на гастроли, по месяцу- полтора. И туда же приехала Людмила Зыкина со своим ансамблем Россия. Мы выступали во Дворце культуры. А рядом афиши, которые раньше рисовали. И вот кто-то из наших артистов зовёт всех: «Ребята, смотрите!» А там огромная афиша: «Амурский театр кукол. Спектакль «Пега Багратион»! (Название спектакля сложное, кто-то из местных администраторов недослышал и написал …) А внизу небольшая афишка: «Людмила Зыкина и ансамбль «Россия». Потом название нашего спектакля исправили, конечно. Но было очень смешно. Этот спектакль всегда «на ура» шел, и детки хорошо воспринимали. Конечно, я скучаю по этим спектаклям. Там была другая атмосфера. Сейчас каждый поворот головы вспоминается, каждая кукла.
«Поросенок Чок»
Я в этом спектакле изначально не работала, но на сдаче он так мне понравился! Он настолько легкий, зажигательный. Это сказка для самых маленьких зрителей про веселого поросенка. Петр Александрович Козец поставил этот спектакль. Потом уже меня в него ввели. Там музыка замечательная. Спектакль рассказывает о том, как опасно детям, оставшись дома без родителей, открывать двери и кого-либо впускать. И настолько сильно было и есть, я думаю, влияние театра на маленьких зрителей, что нас тогда на гастролях в Белогорске (накануне там произошли несчастные случаи с детьми), попросили прямо в спектакле сказать не только о том, что двери нельзя незнакомым открывать, но и о том, что нельзя брать лекарства взрослых, даже если они похожи на витаминки.
А еще один замечательный спектакль получил, в свое время, вторую жизнь. Когда-то Петр Александрович Козец поставил «Золотого Цыпленка». Там чудесные песенки были, слова к которым написала амурская актриса Татьяна Азарнова. Я играла там Лису. Обожаю эту роль! Я даже не знаю, как это получилось, но я просто купалась в этой роли! Куклы были потрясающие. Я могла и хвостиком Лисы помахать, и животик выставить, и телом покрутить. Дети просто визжали от восторга. В 1995 за этот спектакль наш состав получил премию Губернатора в области литературы и искусства. Потом мы перестали его играть, а в 2009 году Сергей Иванович Елизов поставил его уже со своим видением. Здесь Лиса другая: прически меняет разные. И тут мы уже взаимозаменяемы: играю и я, и другие актрисы.
«Холодное сердце».
Эта сказка Вильгельма Гауфа была поставлена у нас еще в 90-х годах и популярный мультфильм не имеет к этому спектаклю отношения. Дана Кичанова была художником этого спектакля. Он был удивительно красивым! Там такие сложные были передвижные декорации на колесиках. С одной стороны лес, с другой стороны- трактир. И тогда мы впервые во время репетиций записывали каждый шаг, каждый поворот. Потому что ни в коем случае нельзя было ошибиться. Если повернешь не в ту сторону, то вместо леса попадешь в трактир. Дана придумала много интересных решений. Там песни все были шикарные. И я часто, когда провожу мастер- класс, рассказываю об этом спектакле, в котором мы работали как часовой механизм.
В этом сезоне у нас в театре планируют восстановить старые постановки «Кошкин дом», «Чебурашка и его друзья» и «Доктор Айболит». Это замечательно! Надо возвращаться к постановкам прошлых лет. Потому что подрастают новые малыши, их приводят к нам молодые родители, которые с удовольствием смотрят те спектакли, которые сами когда-то любили. И по которым скучают так же, как мы.


chok1.jpg chok2.jpg hol_serdce1.jpg

hol_serdce2.jpg zol_cipl1.jpg zol_cipl2.jpg