Театральные истории: удивительные театры кукол мира. Древняя Греция

АНТИЧНЫЕ ВРЕМЕНА. ТЕАТР ГЕРОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО.

Говоря о Древней Греции, что первое приходит на ум? Классическая архитектура, шедевры античной скульптуры и, конечно же, комедия и трагедия.

Да, театр появился в Афинах в 497 году до н. э. Его появление было связано с состязаниями певцов, поэтов и актеров в честь праздника бога Диониса.

Но и первый кукольник, оказывается, тоже появился в Древней Греции. Из трудов великих греков Геродота и Аристотеля исследователи узнали о существовании уже в то время кукол на ниточках. Там же впервые прозвучало имя кукловода: Патейн. Его назвали «дергателем ниточек».

Но самый удивительный театр кукол ( считается, что он был первым!) изобрел великий античный ученый Герон Александрийский , живший в первом веке нашей эры.

Установлено, что Герон преподавал в Александрийском Музее — научном центре античного Египта, в состав которого входила и знаменитая Александрийская библиотека. Большинство трудов Герона представлено в виде комментариев и записок к учебным курсам по различным учебным дисциплинам. В числе его многочисленных удивительных изобретений был самый настоящий механический театр.

Большинство чертежей механических кукол Герона не сохранились, но в различных источниках есть их описания. Передвигался этот театр на скрытых от зрителей колесах и представлял собой небольшое архитектурное сооружение - четыре колоны с общим цоколем и архитравом.

Куклы на его сцене, приводимые в движение сложной системой шнуров и зубчатых передач, скрытых от глаз публики, воспроизводили церемонию празднества в честь Диониса.

Как только театр выезжал на середину городской площади, на его сцене перед фигурой Диониса вспыхивал огонь, на пантеру, лежащую у ног божества, лилось вино из чаши, а свита начинала танцевать под музыку. Затем музыка и танцы прекращались, Дионис поворачивался в другую сторону, пламя вспыхивало на втором жертвеннике и все действие повторялось сначала. После этого представления куклы останавливались, и представление заканчивалось.

Второй театр Герона- пинака- был очень мал по размерам, и все легко переносилось с места на место. Он представлял собой небольшую колонну, наверху которой находился макет театральной сцены, скрытой за дверцами. Они открывались и закрывались пять раз, разделяя на акты драму о печальном возвращении победителей Трои. На крошечной сцене с исключительным мастерством показывалось, как воины сооружали и спускали на воду парусные корабли, плыли на них по бурному морю и погибали в пучине под сверканье молний и раскаты грома.

На территории Древней Греции так же возникло искусство, которое позже стали называть вифлеемским ящиком.

Этот "театр" впервые и очень своеобразно попытался рассказать о мироздании, о существовании "неба" и "земли", "верха" и "низа", "божественного" и "земного" в том, конечно, виде, как это представлялось древним.

Кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Потом сделали небольших кукол и поставили их внизу – под перегородкой. А сверху поселили кукол, которые изображали богов. Вот и получилось: люди – внизу, боги – наверху. Но ведь хотелось, чтобы куклы двигались. Придумали такие прорези на дне ящика, куда вставлялись стержни от этих кукол. Стержнями, продетыми в прорези, можно было управлять – так родилось движение. А потом придумали сценки, целые пьесы – и получился театр. Серьезный театр. Для взрослых.

Когда античные государства распались, а на их территории были созданы новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались в наследство следующим поколениям. И стали называться Вифлиемскими ящиками или, впоследствии Вертепами.

Артисты-кукольники бродили с ящиками по странам Европы. Часто они показывали одну и ту же историю: рождения Христа и историю царя Ирода.

Христос находился в верхнем, "божественном", отделении ящика. А внизу, в "людской", часто стали появляться все новые и новые герои, сюжеты, события. В каждой сцене – свои. Отголоски этого театра живут еще и поныне.

 
Источники: https://studwood.ru/541224/kulturologiya/teatr_ellinisticheskoy_epohi http://journal-shkolniku.ru/is-istorii-kukolnogo-teatra.html

Источники фото: https://1.bp.blogspot.com/-4szn6gyLMZ8/VlWJkO7mtuI/AAAAAAAACdE/LLOfVBfwhJI/s1600/3_geron_000.jpg https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:OlympiaSpielzeug.jpg

Возврат к списку