Театральные истории: удивительные театры кукол мира. Франция

А мы продолжаем знакомить вас с удивительными театрами кукол мира.

И сегодня мы расскажем вам о Франции.

Гиньоль. Этот французский брат нашего Петрушки имеет совершенно определённую профессию- он ткач.

И появился в городе Лионе в конце XVIII—начале XIX века.

Его создатель- кукольник Лоран Мурге. Хотя профессию кукольника он приобрел от нужды. Вначале он был ткачом, как и многие его земляки, потом потерял работу во время французской революции и стал промышлять… удалением зубов! Да, да, он стал зубодером! В те времена кукольники занимались и этим промыслом. Или наоборот: зубодеры отвлекали пациентов от боли кукольными представлениями? Во всяком случае, вначале Лоран Мурге показывал небольшие сатирические сценки на ширме с помощью французского национального героя - Полишинеля. Кстати, знаете откуда пошло выражение: «секрет Полишинеля»? Секреты, которые становятся известны всему миру сообщал именно этот комический персонаж комедии дель арте ( в Италии его зовут Пульчинелла, а во Франции- Полишинель).

Но наш герой Гиньоль - персонаж из ремесленной среды. Он появился, как еще один житель Лиона, и стал абсолютно своим в этом городе. Понятным и любимым всеми горожанами весельчаком, шутом и балагуром. В отличие от Полишинеля, Гиньоль не шут и не слуга. Он был обыкновенным лионским ткачом, снимал с женой Марлон квартиру у Домовладельца и время от времени ссорился с Хозяином фабрики.

Гиньоль — хороший малый, насмешник, веселый, беззлобный зубоскал. Типично лионский характер: добр, умен и понятлив, склонен к проказам, не слишком совестлив, невежественен, всегда готов оказать услугу друзьям. Костюм Гиньоля — бесформенная приплюснутая шляпа, из-под которой торчит хвостик. На нем цветной жилет, в руках дубинка, которой он бьет Хозяина фабрики.

В отличие от собратьев — от Пульчинеллы до Петрушки , Гиньоль действительно «хороший человек». Бытовые истории Гиньоля и актуальные городские новости и стали сюжетами площадных представлений.

Язык этих представлений- это жаргон лионских ткачей, пересыпанный намёками на злободневные события их жизни; это россыпь каламбуров, основанных на частых созвучиях разных по значению французских слов.

Популярность Гиньоля была так велика, что число театриков «Гиньоль» (т.е. тех, где он выступал главным действующим лицом, героем представлений) быстро увеличивалось. В Лионе середины XIX века их было восемнадцать.

Театры Гиньоля стали появляться и в других городах Франции. В Париже первый из них открылся еще в 1818 году. Имя Гиньоля превращается во французском языке в нарицательное: до сих пор, и не только во Франции, но во всей Западной Европе, «гиньолем» называют перчаточную куклу и особый жанр драматургии — короткие смешные и страшные театральные пьесы, и также все кукольные «петрушечные» театры Франции.

Гиньоль выходит на сцену французских кукольных театров и в наши дни, но чаще уже для детской публики.
  

 Источники: https://vuzlit.ru/532246/lionskaya_kukla_ginol https://www.liveinternet.ru/users/feel-me3/post439987328

Источники фото: http://img5.arrivo.ru/c81e/16/23226/0/france-lyon-teatr_ginol-collections.bm-lyon.fr.jpg

https://www.civel.asso.fr/wp-content/uploads/2012/01/P10206421.jpg

http://img5.arrivo.ru/c81e/2e/23229/0/france-lyon-teatr_ginol-sortir.local.fr.jpg

https://www.paraeles.pt/wp-content/uploads/2019/06/Museu-de-Marionetas-de-Guignol1561709713.jpg