Театральные истории: удивительные театры кукол мира. Марионетки из Мьянмы

Мьянма (в прошлом Бирма) — одна из самых загадочных и красивейших стран юго-восточной Азии, расположенная недалеко от Индии и граничащая с Китаем, Таиландом и Лаосом. Более тысячи лет назад из Китая и Индии туда пришел театр марионеток. Он называется «йоутэйпве».

 В отличие от стран Европы, где церковь преследовала деревянных человечков как порождения сатаны, буддисты считали марионеток посланниками богов. Согласно бирманскому поверью, марионетки – не кто иные, как реально существующие люди, и в каждую из них вселяется дух ее кукловода.

В традиции театра йоутэйпве таким куклам приписывают мистические свойства. Жители Мьянмы полагают, что с их помощью боги общаются со смертными. Даже сорт дерева для изготовления марионеток выбирал специально приглашенный астролог. Когда кукла приходила в негодность, её не выбрасывали, а устраивали особую похоронную церемонию.

«В нашем деле важна каждая деталь. Ведь принцы должны выглядеть величественно, чудовища — быть по-настоящему страшными, а шуты — смешными» — рассказывает мастер по изготовлению традиционных кукол.

Раньше кукловоды управляли своими куклами с помощью шести десятков нитей. В наши дни они обходятся всего семнадцатью. Размещали кукол в определенном порядке в двух сундуках. В правый, где находились принц, отшельник, министр, слон и прочие, никогда не клали тигра, птицу галоун, обезьяну или клоуна.

Среди бирманских марионеток есть божества, и демоны, герои эпоса и легенд: слоноподобный Ганеша, Гаруда – ездовая птица бога Вишну, предводитель войска обезьян Хануман. А также принц и принцесса – главные персонажи многочисленных бирманских сказок, которые в сценах из эпоса изображают Раму и его супругу Ситу. И, конечно, буддийские монахи, которые пытаются с помощью суровой аскезы получить сверхъестественные способности, позволяющие летать, ходить по воде и т. д.

Марионетки имели подвижные руки, ноги и голову. Лица тщательно полировались и раскрашивались вручную, прически изготавливались из шелка или натуральных волос. Шлемы и обувь, вырезанные из дерева с особой тщательностью, покрывались сусальным золотом. Наряды марионеток в точности копировали одежды своего времени и класса. Типичное одеяние состояло из куртки и брюк, задрапированных сверху юбкой-штанами. Сверху надевали жилет и длинный передник. Узоры вышивались с исключительной тщательностью, использовались дорогие ткани, золотая и серебряная нить. Кукол делали только те, кто проходил особый ритуал посвящения. Как правило, это были сами кукловоды.

Театр марионеток в Мьянме называли «театром высокого помоста» («амьин табин»), потому что спектакль показывали на сцене, а не на земле. Пол устилали досками, по которым двигались актеры-люди, а за невысокой стеной, где выступали куклы, – циновками. На стену вешали экран или несколько белых платков, создававших нейтральный фон, и устанавливали декорации (изображения дворцов, пагод, пейзажей).

Бирманские кукольные труппы вели бродячий образ жизни (исключение составляли лишь придворные театры, функционировавшие до 1885 г. — года аннексии Бирмы англичанами). Кукольные труппы насчитывали обычно 12 человек: ведущий, кукловоды, певец или певица, декоратор и музыканты. В деревенских театрах обычно это были члены одной семьи. Количество кукол варьировалась от 28 до 36 персонажей, поэтому одни и те же марионетки выступали под разными именами.

Начиналось выступление чаще всего в полночь и длилось всю ночь. При дворе было принято играть три ночи подряд. Все присутствующие сидели на земле, только хозяин праздника, пригласивший труппу, строил для себя и почетных гостей крытую ложу.

В репертуар кукольной труппы входили местные легенды, буддийские джатаки - «повести о предыдущих рождениях «Будды», эпические сказания и др. Перед спектаклем совершался обряд жертвоприношения риса верховным духам – натам и ритуал освящения сцены. Представление театра марионеток состояло из нескольких частей. Сначала, примерно за час до спектакля, начинал играть оркестр. Затем поднимался занавес, и певец излагал содержание предстоящего спектакля. В прологе участвовали куклы-животные: схватки между слоном и тигром, между буйволами, танцы белого коня, обезьяны, крокодила и т.д. Движения каждого персонажа сопровождала своя мелодия, по характеру которой зрители узнавали о появлении конкретной куклы. После пролога игралась пьеса с участием королей, принца, принцессы, министра, шутов и других персонажей.

После завоевания страны англичанами вся Бирма была включена в состав Британской Индии в качестве одной из провинций. Народный театр кукол-марионеток как вид искусства стал постепенно исчезать. Его возрождение началось с 1960-х годов, когда страна встала на «бирманский путь к социализму».
Сейчас театр марионеток переживает не лучшие времена, но у туристов он весьма популярен. А привезти из поездки сувенир- маленькую куклу- марионетку мечтает каждый путешественник. Ведь за этой небольшой игрушкой – тысячелетняя культура страны.

  

Источники:

http://museum.ru/N58630

https://elenab.livejournal.com/22716.html

https://www.livemaster.ru/topic/1326857-misticheskie-kukly-marionetki-iz-myanmy

https://zen.yandex.ru/media/id/5e467bf807349e4ee436742a/o-chem-rasskazyvaiut-birmanskie-marionetki-5e89aad76300d51ddf2fc221

фото

https://thumbs.dreamstime.com/b/сувенир-марионетки-кук-ы-тра-иции-мьянмы-64300098.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/b/традиционные-марионетки-бирманца-куклы-мьянмы-117999918.jpg

https://kudago.com/media/images/news/ca/40/ca40cd13f209eeb884f88798d1afe67f.jpg

https://s1.babiki.ru/uploads/images/04/76/79/2019/11/09/33e812.jpg

https://www.2do2go.ru/uploads/5f7ddf35263ac81be7cb61af9c576ec1.jpg

https://www.2do2go.ru/uploads/5f7ddf35263ac81be7cb61af9c576ec1.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/b/марионетка-мьянмы-44750095.jpg

https://ic.pics.livejournal.com/elenab/27340575/43733/43733_900.jpg

https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/7/e/5/150727132021.jpeg