Театральные истории: Удивительные театры кукол мира. Милан. Театр папы Коллы
Есть легенда, что рождению театра марионеток «Карло Колла и сыновья» способствовал сам Наполеон.
Состоятельная семья торговцев-негоциантов Колла имела свой дворец в Милане и занималась поставками товаров для австрийской армии, под властью которой находилась тогда Италия. Когда страну оккупировали наполеоновские войска, Колла стали поставлять товар для французских войск.
Вновь вернувшиеся к власти австрийцы изгнали семью преуспевающих коммерсантов из города, и те перебрались в неподвластную австрийцам область – Пьемонт. Единственным имуществом, которое осталось у семьи, оказался домашний кукольный театр марионеток. Не имея средств к существованию, представители некогда богатой династии стали разыгрывать представления в селах и городах. Они создали передвижной кукольный театр, в котором марионетки просто рассказывали последние новости в мире и стране. Случайный заработок вырос в профессию, ремесло преобразилось в искусство, а фамилия основателя стала династическим брендом, известным далеко за пределами солнечной Италии...
Династия просуществовала до начала 21 века! Теперь театр возглавляет ученик Эудженио Монти Коллы- президент Ассоциации театров кукол Италии Пьеро Корбелла
«Колла – удивительная династия, которая передавала свое ремесло из рук в руки на протяжении нескольких поколений, - рассказывает сеньор Корбелла, - почти 200 лет наш театр был семейной традицией: в нем работали родственники по крови. Эудженио не оставил потомков, и когда последний Колла нас покинул, мы решили создать новый тип семьи. Мы – семья по духу. Мы вместе живем, вместе работаем. Наверное, поэтому из пришедшей к нам в театр молодежи остаются только те, кто полностью с нами совпадает».
На родной сцене в Милане театр «Карло Колла и сыновья» работает три-четыре месяца в году, остальное время гастролирует. За годы своего существования труппа выпустила более 300 спектаклей, среди которых оперы, оперетты, балеты, басни, сказки, популярные романы, трагедии, комедии и сатирические пьесы, рассказывающие о социально-политических проблемах современной Италии.
Две идеи лежат в основе легендарного предприятия Карло Коллы. Первая, историческая – это доступность: не каждый может позволить себе билет в «Ла Скала», не только на премьеру, но и на галерку в рядовой показ, а в театре марионеток в 19 веке простонародье могло посмотреть те же оперные новинки, что только что появлялись на подмостках миланской оперы, но по ценам гораздо более приемлемым.
Вторая, современная – в условиях господства постмодернистского, антиромантического театра, труппа Коллы показывает оперы и балеты так, как они были задуманы – в исторических костюмах и декорациях, без постмодернистских параллельных смыслов и перелицовок сюжетов. Главные критерии – достоверность и эстетическая привлекательность, господство красоты.
Особенность спектаклей театра- работа с большим количеством персонажей, между которыми возникают определенные взаимоотношения. На сцене в течение всего действа присутствует до 150 кукол. Марионетки делаются из липы, самого эластичного дерева, а их руки, чтобы движения были изящными, – из ткани, которую набивают опилками или ватой. Глаза – из особого стекла, поэтому в них – живой блеск. Марионетки двигаются как танцоры – они играют балет.
И соблюдают традиции старейших театров, которые существовали в Милане, и прежде всего Ла Скала. Во многом этот знаменитый театр, его режиссура и приемы повлияли на развитие театра. Буквально через неделю после премьеры с «живыми» артистами на сцене знаменитого Ла Скала, опера, уже в кукольном исполнении, показывалась на сцене театра марионеток Коллы. Такое «переложение» привлекало не только итальянскую публику, но и иностранцев. Зрителями театра в разное время были Игорь Стравинский, Лукино Висконти и многие другие знаменитости.
Сегодня здесь идут постановки под музыку из таких опер как «Аида», «Трубадур», «Князь Игорь», сказки под балетную музыку из «Спящей красавицы», «Шехеразады» и «Петрушки».
Спектакли идут под самые качественные фонограммы, которые были записаны в разное время лучшими театрами и оркестрами мира. Например, спектакль «Турандот» идет под фонограмму записи оперы 1957 года – одной из самых интересных и необычных в дискографии последнего шедевра Пуччини. Режиссер постановки- Колла Эудженио Монти придумал костюмы кукол (совместно с Чечилией ди Марко). Они воспроизводят в точности эскизы исторической премьеры в Милане 1926 года, которые, как утверждают, благословил сам Пуччини незадолго до своей преждевременной кончины. Роскошные, яркие, изощренные, обильно декорированные, они так же, как и сценография, с любовью воспроизводят на сцене сказочный Китай – ту самую прекрасную фантазийную страну, какой, возможно, никогда и не существовало, но которая жила в возвышенном воображении художников прошлого.
Коллектив не раз приезжал в Россию – кукольники из Милана выступали в Москве и Петербурге, Красноярске и Новосибирске, на Зимней Олимпиаде в Сочи.
Фрагмент спектакля «Турандот» можно посмотреть здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=4CWoG8dUPbc
Источники:
https://bumerang.nsk.ru/news/interview/Italiya_Tschaykovski_Karlo_Kolla/
ФОТО
https://pbs.twimg.com/media/DtZ8-IjXoAEUr6p.jpg
http://www.musiculturaonline.it/p/wp-content/fotocommenticlassica/246_1.jpg
https://bumerang.nsk.ru/upload/medialibrary/075/075dbf350f89c4812c2188a08e3f5cb0.JPG
https://govoritsatka.ru/editor_files/images/images/news/il-trovatore-di-geloso-amor-sprezzato.jpg