ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ: удивительные театры кукол мира. Япония.

УДИВИТЕЛЬНЕ КУКОЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ МИРА: ЯПОНСКИЙ ТЕАТР «БУНРАКУ» 

Япония- загадочная страна. Что мы знаем о ней? Что там восходит солнце, что у японцев очень популярны сады и парки,

что в древнем японском театре играли только мужчины в странных ярких масках. А какой там традиционный театр кукол?

Оказывается, это искусство возникло в Японии в 17 веке. Слово «Кукла» по-японски звучит как Нингё. А соединение понятий: нингё и дзёрури - разновидность напеваемого рассказа - создало традиционную форму кукольного японского тетра-«Бунраку». Театр признан всемирным наследием ЮНЕСКО. Такой чести удостаиваются далеко не все культурные явления.

Изначально никаких кукол не было. До появления кукольного представления в дзёрури роль рассказчиков выполняли артисты и музыканты, путешествующие по Японии. Они показывали сцены из жизни королевской семьи, сочиняли баллады о любви, храбрых воинах- и все это под аккомпанемент сямисэне. Это трехструнный музыкальный инструмент, чем-то напоминающий балалайку.

Но странствующим артистам все время нужно разнообразить репертуар и привлекать больше зрителей. Так в представлении появились куклы. Произошло это в 17 веке.

А вот название «бунраку» появилось только в 1805 году, когда человек по имени Уэмура Банракукэн приобрел известный театр, работавший в городе Осака и решил дать ему свое имя. А потом оно стало нарицательным и теперь так называют все японские кукольные театры.

Куклы в театре управляются с помощью нитей. Обычно за одну куклу отвечают два-три актера. Изготавливали кукол из древесины, лакировали и шили дорогие костюмы.

В представлении бунраку участвуют актеры, чтец, музыканты. Управлять куклой нелегко: это слаженная работа нескольких актеров. Самый младший кукольник аси-дзукай, который управляет ногами учится мастерству 10 (!) лет. Но самое сложное, конечно, голова. Куклы в японских театрах имеют подвижную мимику и с помощью кукольника могут выразить любую эмоцию. Оми-дзукай – так называют человека, ответственного за голову куклы. Чтобы получить такую должность уходит 30 лет (обучение + работа на второстепенных ролях)!

Если каждой куклой управляют три человека, то рассказчик - гидайю, всего один. Этот человек должен озвучивать всех персонажей и имитировать различные звуки. Но самое сложное- попадать в такт движений губ кукол. Рассказчик, как и актеры, находится на сцене. Все они одеты в черные кимоно. Японские кукольные театры не имеют перегородок, за которыми укрываются его работники, а занавес нужен только для обозначения начала или окончания спектакля.

Самый крупный театр Бунраку находится в городе Осака. Сохранилось огромное количество пьес, которые ставились в этом театре. Танцевальные, бытовые и исторические. Каждая из них длилась бы 8-10 часов. Также в пьесах использовался трудный для понимания язык. В наше время эти пьесы не ставят целиком. Из них выбираются самые популярные и драматичные сцены, которые комбинируются в представлении, чтобы оно было разнообразным и гармоничным. Почти всегда в представление включены сцены из бытовой пьесы, исторической трагедии и танцевальный отрывок.

В большинстве пьес сюжет так же сложен и запутан, как и в европейских пьесах того же времени. В них возвышаются честь, добродетель, любовь, а также присутствуют предательство, убийства и т. д. В этом театре гармонично сочетается музыка, художественное чтение поэтического текста и великолепное выразительное движение кукол. Это искусство обладает особым очарованием. Поэтому сегодня традиционный японский театр кукол бунраку остается популярным. Ни развитие новых технологий, ни популярность кинематографа не уменьшили интерес к этому необычному виду искусства. Японские кукольники часто выезжают на гастроли по всему миру и радуют своим творчеством поклонников во многих странах.

bunraku1.jpg bunraku2.jpg bunraku3.jpg

  


http://portal-etud.ru/content/sem-kukolnykh-teatrov-mira

/upload/medialibrary/b8c/bunraku.jpg

/upload/medialibrary/f2f/bunraku1.jpg

/upload/medialibrary/c7a/bunraku2.jpg

/upload/medialibrary/c2b/bunraku3.jpg