Разыгрались "Страсти по Игорю": в Амурском театре кукол удивительная историческая премьера.

На сцене Амурского театра кукол происходит настоящее чудо — князь Игорь отправляется в поход на половцев, попадает в плен, а плач Ярославны его спасает. В театре в этом сезоне — премьера спектакля по мотивам «Слова о полку Игореве». Одними из первых «Страсти по Игорю» испытали на себе журналисты «Амурской правды».

— Это очень хороший текст и первая наша литература, — отметил режиссер спектакля Чакчи Фросноккерс. — Поэтому к этому тексту необходимо обращаться почаще, чтобы понимать свой культурный код. «Слово…» задало тон не только культуре, литературе, музыке, но и ходу исторических событий. По лекалам «Слова о полку Игореве» происходит вся история России. Постоянно женщины провожают своих мужчин на войну, в тюрьму, а потом стоят в очереди, выбивают весточку, ждут, когда он вернется и молят, чтобы узнать, где он.
Как удивительно циклична и страшна наша история, понимаешь еще до начала спектакля, когда в вестибюле звучит пронзительное ахматовское: «Эта женщина больна, Эта женщина одна, Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне». И чуть позже, уже в зрительном зале, понимаешь, что покоя душе на этом спектакле не будет. Потому что по сцене беспрерывно ходят, кого-то ищут, о чем-то тревожатся девять женщин — главные героини постановки. А мужчины здесь — куклы, которыми играют войны, власти, амбиции.

— Лет семь назад у нас в стране запустили проект «Имя России», среди кандидатов были Невский, Столыпин, Сталин, — продолжил режиссер из Санкт-Петербурга. — А у нас лицо России — женщина, которая ждет, молит, плачет. Это такая поэма без героя, как и наш спектакль. Женщины всегда будут стараться спасти Россию. Вся русская литература базируется на женском образе. У нас есть Соня Мармеладова. Она остается домаливать Раскольникова, едет с ним на каторгу. Именно ее Достоевский оставляет говорить, думать... «Реквием» Ахматовой перед спектаклем тоже звучал не случайно. Именно она становится вестником, голосом в этой беде. Я не претендую на объективность, но убежден, что многие смогут разделить этот взгляд.
Признайтесь, кто не мечтал в школе скорее проскочить уроки по «Слову о полку Игореве», чтобы перейти к чему-то легкому, понятному? Уверена, что многие. Это уже спустя много лет, возвращаясь к этому удивительному произведению по собственной воле, ощущаешь бесконечную красоту языка, невероятность образов. И совсем иначе слышишь плач Ярославны… На спектакль же ждут школьников 12-14 лет.

— Уверен, что подросткам наш спектакль будет интересен и понятен, — продолжил Чакчи Фросноккерс. — 14 лет — это возраст Джульетты, а значит в этом возрасте человек может полюбить. А во время любви открываются возможности подвига, молитвы, страдания, слез. И уже можно понять, что значит ждать своего любимого, что значит его потерять. В зале у нас звучит стихотворение современной поэтессы Фаины Гримберг «Андрей Иванович не возвращается домой». Трагедия просто в том, что Андрей Иванович не возвращается домой, и неважно — ушел он на войну, арестован, или просто ушел и пропал. Поэма без героя — это наш крест. Мне кажется, что это очень важно смотреть сегодня. Это абсолютно пацифистский спектакль. Там очень ярко выражена наша позиция – всех создателей спектакля. Потому что рыдали, буквально рыдали, делая этот спектакль, понимая, что это не текст, покрытый пылью, а текст, пропитанный стенаниями.  

Новый спектакль в Амурском кукольном театре — очередной удивительный эксперимент. Со светом, образами, героями, звуком, со словом, наконец. И девять безликих, но прекрасных женщин выполняют несколько задач. Одна из главных — рассказать историю, прочувствовать, вылакать ее, а еще подготовить зрителя к спектаклю, настроить его душу, словно скрипку.
— Когда человек приходит в новое место, он приходит в новые обстоятельства, — объяснил свою задумку режиссер. — Например, мы только что громко смеялись, рассказывали анекдоты, а зашли в кафе, где играет классическая музыка, и стали тише разговаривать. Мы стараемся принять тон места, в котором находимся. Зачастую спектакли начинаются, когда зритель уже сидит в зале. И люди еще несколько минут копаются в телефоне, обсуждают купленную колбасу. И я нисколько зрителей за это не виню — это жизнь. Наша задача, чтобы человек, только войдя в зал, уже воспринимал тональность будущего спектакля, а не 15 минут спустя.
Моя рекомендация: не испугаться и обязательно сходить на «Страсти по Игорю». И не только для того, чтобы вспомнить историю, насладиться игрой актеров, восхититься талантом художников, а еще чтобы стать чуть-чуть добрее, бережливее к людским душам. Этого сейчас так не хватает.



Источник: https://www.ampravda.ru/2020/11/21/0100301.html